Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чем раньше ребенка начинают воспитывать и обучать, тем быстрее и эффективнее осуществляется его психическое развитие.
Проблема психического развития детей, становления человеческой личности является одной из самых сложных проблем психологии и одной из центральных. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован и описан Л.А. Венгером.
Объектом исследования является дети дошкольного возраста.
Предметом исследования является уровень развития восприятия, внимания и памяти.
Целью данной работы является исследование и сравнение познавательных процессов у мальчиков и девочек дошкольного возраста, проживающих в сельской и городской местности. Цель, объект и предмет работы определяют задачи исследования:
Гипотеза – Социокультурные условия, развития детей проживающих в сельской и городской местности, влияют на уровень развития восприятия, памяти и внимания.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические вопросы познавательной деятельности у дошкольников
1.1.Познание как предмет научного анализа
Ориентация в мире предполагает под собой разумное воспроизведение реальности. Оно составляет основу познавательного отношения к действительности. Познавательное отношение к миру – необходимая сторона всей системы отношения к миру.
Познание – основной предмет гносеологии, теории познания, которая устанавливает его сущность, принципы, форму для того, чтобы дать ответ на вопрос, каким образом формируется знание и как оно сопрягается с действительностью 6.
Другими словами, познание – итог познавательной деятельности. Оно необходимо для пребывания человека в мире. Другими словами, познание, это некие процессы, процедуры и методы, направленные на приобретение знаний о каких-либо закономерностях и явлениях, происходящих в объективном мире. Процессы познания Познание складывается из психологических процессов: Ощущение. Восприятие. Представление. Понятие. Идеи (суждения).
Знание, которое является следствием познавательной активности человека, можно понимать как идеальный план деятельности. Реализация идеального плана деятельности дает возможность объединить сознание и действительность, знание и бытие. Эта особенность знания как основания идеального плана действия предоставляет обратную связь нашего знания о действительности. В процессе этих связей формируются, уточняются знания человека о мире. Таким образом, знание формируется, совершенствуется, изменяется в процессе активной человеческой деятельности. Изначально познание вплетается во все процессы жизни человека, но в определенный момент развития общества оно отделяется в особое духовное производство. Специализированная форма духовного производства представляется научно-теоретической деятельностью, которая участвует в построении научной картины мира, отличной от обыденной картины мира. Перед человечеством, как субъектом познания возникает вопрос, способно ли оно произвести знание, которое станет адекватным отражением действительности. Каковы должны быть критерии и фундамент данного познавательного процесса, благодаря которому возникает и видоизменяется знание. Все это оформляет мировоззренческое основание философского анализа познания 10.
Итак, понятие «познание» с позиции философии, психологии и педагогики имеет отличающиеся определения.
В энциклопедическом словаре по философии познание рассматривается как категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми. В гносеологии познание рассматривается как общественно-исторический процесс приобретения человеком истинных знаний в ходе его общественно-исторической деятельности. Известно, что гносеология выявляет отношение знаний к действительности, возможность познания мира человеком, критерии истинности.
В психологических исследованиях познание трактуется как различные виды познавательной активности или активности, направленной на получение и обработку информации 12.
В педагогических науках познание рассматривается в нескольких аспектах:
специальная деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира, обнаружений возможных способов действий с предметами;
специально-организованная сущность учебно-воспитательного процесса.
Учебное познание или обучение сравнивают с общественно-историческим процессом познания.
С.В.Шапоринский указывал на то, что учение является сжатым процессом общественно-исторического развития средств познания. По мнению исследователя, обучение представляет собой целенаправленную трансляцию общественно-исторического, социокультурного опыта в специально организованных условиях.
Как отмечает А.К.Рычков, усваивая определенн
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2010. - 672 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Андреева Г.М. - М.: МГУ, 2002. – 456 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2009. – 288 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
6. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца; предисл. О.М. Дьяченко. – 2-е изд. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 144 с.
7. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выгодский. – М.: Смысл, 2011. – 224 с.
8. Выгодский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский. – М.: Астрель, 2008. – 672 с.
9. Выгодский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – 2-е изд. – М.: МПСИ, 2010. – С. 51–67.
10. Горянина В.А. Психология общения / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2002. – 321с.
11. Детская психология: Учеб. Пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.: под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
12. Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка / Ш. Зауш_Годрон. - СПб.: Питер, 2004. – 123 с.
13. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 123 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 384 с.
15. Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников / Г.В. Ильина // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10. - С. 197–203.
16. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет / Л.М. Козырева. - М.: Академия Развития, 2011. - 120 с.
17. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
18. Люблинская А.А. Детская психология. Уч. пособие для студентов пед ин-тов. / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. – 376с.
19. Мухаметзянова Г.В. Вопросы общей и профессиональной педагогики: Избранные педагогические труды: В 3-х т. Т.2 / Г. В. Мухаметзянова. – Казань: Магариф, 2005. – 447 с.
20. Обухова Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 178 с.
21. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2009. – 184 с.
22. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких. – М.: МПСИ, 2009. – 432 с.
23. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – 2-е изд. / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 464 с.
24. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 373 с.
25. Славина Л.С. Трудные дети: Авторский сборник / Ред. В.Э. Чудновский. – М.: МПСИ, 2002. – 432 с.
26. Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2004 – 178 с.
27. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебн. пособие. / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 375с.
28. Стожарова М.Ю. Предшкольное образование. Модели и реальность. / М. Стожарова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 224 с.
29. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2008. – 192 с.
30. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
31. Шванцара Й. Диагностика психического развития / Й. Шванцара. – Прага: Авиценум, 1978. – 388 с.